«Возможности совершенствования и единения трёх основополагающих элементов Боевых Искусств: Сознания, Техники, и Тела», развития «Предвидения» и подсознательной естественности реакций путём практики ката Санчин, открывающиеся через его простые движения и метод дыхания, практически безграничны».

УЭЧИ Канэй (1911-1991)

Теория Уэчи-рю Каратэ-до

Ката «САНЧИН» - 三戦

В школе Уэчи-рю во главу метода ставится практика ката САНЧИН  - 三戦, что в переводе означает «Три битвы».  Обычно интерпретируется как столкновение трёх понятий: «Сознания», «Тела» и «Духа». Другая версия: «Три конфликта»  между «Жесткостью», «Мягкостью» и «Своевременностью».

Этот формальный комплекс начинают изучать с первых тренировок, так как это фундамент стиля, а без фундамента здания не построишь (говорят, что Уэчи Канэй - патриарх стиля во втором поколении давал разрешение претенденту на право преподавания стиля или отказывал, лишь посмотрев, как он исполняет эту ката).

 

Реализация на практике концепции «единства трёх элементов: СОЗНАНИЯ, ТЕХНИКИ, и ТЕЛА» - 心技体Син-Ги-Тай является первой из основополагающих задач практики ката САНЧИН.

Необходимость решения этой задачи вызвана тем, что особенностью школы Уэчи-рю является ведение боя на ближней дистанции. Теснить противника градом ударов наносимых с высокой скоростью, возвращая пропущенные удары в двойном объёме.

Этот принцип называется «глаза ясны, руки быстры» - 眼精手捷【Ган-сэй Сю-сё. Что означает: «мгновенная и адекватная реакция на изменение ситуации».

Прорываясь на ближнюю дистанцию, всегда есть риск пропустить удар или серию, и дабы противостоять этому, ученики с первых занятий и всю жизнь учатся формировать «Тело Санчин» - 三戦の体 Санчин-но Тайпутём интенсивной практики ката Санчин и упражнений по набивке всего тела - 小手・下肢・肚鍛え【Котэ-Аси-Хара Китаэ.

            «Тело Санчин» означает согласование своевременности физического и психологического напряжения и расслабления, с дыханием и с физической и психологической устойчивостью и готовностью - 安定性【Антэй Сэй.

 

 «Тело Санчин» -  三戦の体 Санчин-но Тай:

  1. Положение ガマク «Гамаку»  - «Тандэн» (丹田) «закручен», плечи опущены  и лопатки «вздыблены» - 骨掛 Коцу Какэ, мышцы не столько напряжены , сколько «натянуты» и готовы к незамедлительному боевому реагированию. 
  2. Темя подвешено к небу, копчик тянется к земле - позвоночник вытянут и вертикален - 真直【Масугу.
  3. Широчайшие мышцы, живот и паховая область напряжены, анус «втянут».
  4. Плечи и таз едины и находятся в одной плоскости.
  5. Локти и колени стремятся к середине.
  6. Стопы пятками, а кисти основаниями ладоней давят внутрь.
  7. Пальцы рук напряжены, ладони едва заметно «скруглены».
  8. Пальцы ног растопырены и цепляются за пол - «щупальца осьминога» -  鮹足【Тако Аси.
  9. Проекция центра тяжести - на точку «Юнцюань», находящейся на стопе.

 Ни в коем случае нельзя воспринимать Санчин как постоянное напряжение. Это, состояние перманентной упругости с центром управления в «Танден» (丹田), которое позволяет идеально контролировать переходы от жесткости к мягкости и обратно порождающие колоссальный выброс внутреннего усилия - 発勁【Хаккэй, идущего «вглубь» тела противника, в том числе с небольшого расстояния.

 

Тренировка узкой стойки - 三戦立ち Санчин Дачии правильное перемещение в ней (без конькобежного раскачивания, с постоянным понижением центра тяжести, пятки и колени давят внутрь, ягодицы подвернуты, позвоночник прямой, своевременность напряжения и расслабления и т.д.) и есть прекрасная тренировка физической устойчивости и, как следствие - устойчивости психологической.

Устойчивость формируется также, в ходе упражнения - 三戦鍛え【Санчин Китаэ, когда нельзя сдвинуться с места ни на миллиметр, принимая на себя удар учителя. Кроме того, известно, что физическая устойчивость тренирует устойчивость психологическую и наоборот - человек не устоит на одной ноге с закрытыми глазами, подняв колено другой на уровень пояса, если он не спокоен.

 

Крепкий дух формируется путем высокой, постоянно поддерживаемой физической и ментальной концентрации при выполнении упражнения - 三戦鍛え【Санчин Китаэ, когда учитель наносит ученикам, исполняющим эту ката, сильные удары по всему телу.

Санчин Китаэ практикуется на каждой тренировке.

 

Воплощение концепции «своевременности использования ЖЁСТКОСТИ и МЯГКОСТИ» - 硬軟自在【Конан Дзизай  , второй из основополагающих задач практики ката САНЧИН, основывается на совершенном освоении следующих методов:

1.      Уравновешенность (психологическая и физическая) - 安定性【Антэй Сэй;

2.      Своевременность жесткости и мягкости - 硬軟自在【Конан Дзизай.

 

Эти три задачи объединены понятием - 肚を練る Хара-во Нэру «Закалка живота» и включает в себя ряд отработку  следующих методов:

  • 呼吸 Кокю  - Дыхание;
  • 姿勢 Сисэй  - Устойчивость:
    • 平衡 Хэйко -  Равновесие;
    • 重心 Дзюсин -  Центр тяжести;
  • 緊張 Кинчо  - Напряжение

 и направленно на освоение:

  • жесткой закалки тела - 剛の体鍛 Го-но Тайрэн.
  • выброса внутреннего усилия - 発勁【Хаккэй;

 Кроме того практика ката Санчин  совместно с другими тренировочными методами:

  • отработка базовой техники - 基本技の練習【Кихон Вадза-но Реншув упражнениях - 補助運動【Ходзё Ундо,
  • практика других ката - 型稽古【Ката Гэйко,
  • анализ и отработка боевой техники «Ката» - 型の分解【Ката-но Бункай,
  • набивка («железная рубашка») - 鍛え型【Китаэ Гата,
  • различные методы кумитэ - 組手稽古【Кумитэ Гэйко,
  • дополнительные укрепляющие упражнения - 補強運動【Хокё-Ундо,

при неукоснительном следовании принципам «тела и дыхания Санчин готовит бойца к освоению тактики перехвата инициативы - 先【Сэн методом постоянного давления на противника.

 

Что в совокупности должно формировать «предвидение» – 第六感【Дай–Роккан, реализующееся совместно с высвобождением внутренней силы –  発勁【Хаккэйчерез своевременность использования ЖЕСТКОСТИ - 硬軟性 Конан-Сэйи  МЯГКОСТИ - 柔軟性 Дзюнан-Сэй.

 

Практика ката Санчин в Уэчи-рю предусматривает не только исполнение «Ката» по эталонной схеме перемещения - 演武線【Эмбусэн, но и может выполняться с другим количеством шагов и ударов. Его можно практиковать и с «кувшинами силы» - 握甕 или  ニギリガメ Нигири-Гамэ. 

Учитель, исходя из степени подготовки и сегодняшнего состояния ученика, может давать ему практически любое количество шагов в дорожках, не только три удара «рука копье» наносимых двумя руками одновременно - 諸手貫手【Моротэ Нукитэ, а гораздо больше. Всё зависит от того, что в данном случае прорабатывается. Более того, можно начинать как с шага левой ногой, так и с шага правой и т.д.

 

Изучая Ката САНЧИН с первой же тренировки, выстраиваются осанка, старт удара, выброс усилия, своевременность жесткости и мягкости и т.д.

 

Практика ката Санчин - это ещё и медитация в движении - 動的Дотеки Дзенили  経行 Кинхин.

Идея «Кинхин» такова: надо разбить процесс исполнения ката на отдельные фрагменты и выполнять их медленно, точно и обдуманно, чтобы гармонизировать дыхание (кокю), энергию (ки) и дух (син). В этих движениях учитывают любую мелочь. Никогда не начинают новое движение, не доведя до конца предыдущее движение. Во время подобного упражнения нельзя искажать ни одного движения. Наоборот, при выполнении движений надо выполнять их идеально.

Это требование едино как для всех ката Уэчи-рю, а не только для ката Санчин, так и для всех методов стиля, так как остальные ката и методы - и есть ката Санчин, но с другим техническим арсеналом.

 

Несколько слов о Санчин Бункай.

В Санчин экономия технических действий доведена до своего логического конца. Так, например, в положении рук - 三戦構え【Санчин Камаэ и прямом ударе «рука копье» - 三戦貫手【Санчин Нукитэ зашифровано сразу четыре защитных и атакующих технических действия, а в ударе «рука копье» наносимом двумя руками одновременно - 諸手貫手【Моротэ Нукитэ, защитно-контратакующая комбинация сокращена до одной только атаки и т.д.

 

Таким образом, мастерам прошлого удалось создать максимально отточенное «Ката Санчин», кажущееся весьма простым - технически, но являющееся очень глубоким - по сути.

 

Ката Санчин является основой всех последующих ката Уэчи-рю. Все остальные ката и есть «Ката Санчин», но с другим техническим наполнением.

 

Этим и интересен стиль Уэчи-рю - своей гармоничной взаимосвязью Кихон, Ката и Кумитэ, с учётом других промежуточных методов. Уэчи-рю как прикладной, чисто боевой стиль не перегружен методами, но и не обеднён техниками для достижения основной цели его практикующих - «адекватной реакции на изменение ситуации».

 

(читать дальше:)