Система боя УЭЧИ КАНБУНА

Техника Уэчи-рю довольно сильно отличается от той техники, которую традиционно связывают с каратэ. Ее выделяют характерные круговые блоки с раскрытыми ладонями (ва укэ), точечные удары суставом указательного пальца (сёкэн), пальцами рук (нукитэ) и ног (сокусэн), использование ног для ударов только по нижнему уровню, какиэ - специальные упражнения для отработки техники «липкой руки», а также приемы блокировки ногами на нижнем уровне.

Воспоминания о китайском ушу в Уэчи-рю сильны до сих пор. Напри­мер, широко используется прямой удар ногой маэ-гэри пяткой (маэ-гэри-кэкоми) и маэ-гэри большим пальцем ноги (сокусэн-гери), в то время как во всех других стилях каратэ в подавляющем большинстве слу­чаев в качестве ударной поверхности применяется подушечка стопы (коши). Именно пяткой наносится большая часть ударов ногой в китайском ушу (прямой удар но­гой - дэн-туй).

До сих пор такие удары отличают классический окинавский стиль Уэчи-рю, хотя в его японском и американском вариантах мы сегодня встретим практиче­ски все удары каратэ — прямой маэ-гэри, боковой ёко-гэри, круговой маваси-гэри, которые наносятся не только в живот, но и в голову.

Особое внимание в Уэчи-рю уделяется закалке тела и повышению его ударовыносливости. Для этого используются особые методы набивки, называемые «котэ-китаэ», позволяющие превратить руки и ноги бойца в подобия стальных балок. Упражнения котэ-китаэ выполняют с партнером, стоя лицом к лицу в стойке санчин-дачи, которая в Уэчи-рю является основной. Сначала встречными ударами набивают внешнюю сторону предплечий, стараясь максимально напрягать мышцы в момент соприкосновения (симэ), а позже ударами кулаков и ступней обрабатывают все тело. Этот метод Уэчи Камбун позаимствовал из Китая, где с давних пор существует система укрепления тела, называемая «железной рубашкой».

Благодаря подобной набивке тела, бойцы Уэчи-рю в области тамэсивари превзошли всех. Среди их коронных номеров - разбивание толстенной и довольно короткой дубины о предплечье, голень ноги, которую держат на весу, спину, живот, голову. Эффектнейшими демонстрациями прославился один из ведущих мастеров Уэчи-рю - Синдзё Киёхидэ. Он безо всяких видимых усилий, молниеносным ударом предплечьем перерубает пополам бейсбольную биту, которую партнер держит на весу в руках только за нижний конец!

Основные ударные комбинации изучаются в обусловленных парных комплексах якусоку-кумитэ. Бросковая техника и болевые приемы рассматриваются отдельно.

Все удары ногами, как приня­то в традиционном ушу, наносятся не выше уровня паха. Чаще всего они направлены в голень, подъем стопы, вну­треннюю часть бедра. В частности, схема атаки строится примерно таким образом: за­хват руки противника, после чего следует резкое «надёргивание» соперника на себя — в сторону и мощный удар ребром стопы в голень. В результате нападающий должен потерять способность нор­мально передвигаться.

Здесь, как и в Кёкусинкае, разрешены удары ногами по ногам, а также удары коленями. Но, в отличие от каратэ Оямы, в Уэчи-рю разрешены также всевозможные захваты и броски. Оказавшись сбитым на пол, боец продолжает бой, тогда как в некоторых школах ему за это засчитали бы поражение.

Еще одной оригинальной особенностью каратэ Уэчи-рю является имитация движений животных: тигра, журавля и дракона, что роднит эту школу с китайскими ушу. Уэчи Камбун привез из Китая и завещал своим ученикам 3 ката: Санчин, Сэйсан и Сандайрю (Сансэйрю).

Важнейшим считается Сантин. Это ката предназначено для овладения внутренней энергией ки, освоения правильной стойки и изучения базовых ударов и блоков. Мастера Уэчи-рю утверждают, что в нем сокрыты главные секреты каратэ. Считается, что без овладения ката Санчин невозможно восхождение к вершине каратэ.

Отработка стойки сантин-дати, точнее, уяснение того внутреннего смыс­ла, который она заключала в себе, стано­вится для Уэчи основой тренировки. Все его последователи рассказывают, что с 1909 по 1948 г., после возвращения Уэчи из Китая, не проходило ни дня без отрабатывания ката Сантин. Уэчи объяснял своим ученикам основной принцип пе­редвижения в стойке сантин-дати: пе­редвижения должны быть лёгкими и не­заметными. Кажется, человек стоит на месте, а на самом деле он стремительно приближается к противнику. При этом стопа ставится на землю столь осторож­но, что боец должен суметь почувство­вать малейшую песчинку под ногой. Здесь сочетаются два принципа: «с одной стороны, следует идти осторожно, будто ступаешь по тонкому льду, а с другой - надо как бы врастать в землю, «пускать в неё корни» и напитываться соками земли».

По рассказам очевидцев, демонстрируя результаты тренировки в ката Сантин, великий Уэчи Камбун принимал стойку сантин, и два самых рослых и сильных ученика не могли сдвинуть его с места, упираясь мастеру в живот бамбуковым шестом (этот шест до сих пор в память об учителе украшает вход в центральный зал додзё Уэчи Канэя в г. Футэмма).

Во втором ката Уэчи-рю - Сэйсан - представлен классический арсенал приемов школы, которые должны быть доведены до автоматизма. В Сэйсан, в отличие от Санчин, больший упор дела­ется на прикладной технике защиты и контратаки, к него включены, помимо ба­зовых круговых блоков предплечьями из­нутри-наружу, удары локтями, коленями, а также движения ладонями в стороны, благодаря которым можно как бы «раздвинуть» защиту противника.

И всё же, практическая ценность тех­ники этого ката весьма относительна. Са­мое главное - научиться откликаться, как эхо на изменения внешней ситуации, «уподобить свой разум гладкой поверх­ности озера» и «открыть третий глаз», что будет означать чисто мистическое виде­ние реальности.

Сандайрю (Сансэйрю), третье и высшее ката - до сих пор можно встре­тить в Китае, в уезде Путянь (провинция Фуцзянь) под названием «саньшилю лу» - «36 связок». Оно включает достаточно сложную боевую технику захватов и за­ломов.

Уэчи Камбун воспитал много прекрасных учеников, что только подтверждает его замечательный талант наставника. Благодаря этому, исторически наиболее поздняя по времени появления на Окинаве школа Уэчи-рю заняла прочное место в тройке ведущих стилей, наряду с Сёрин-рю и Годзю-рю.