(Karate ni sente nashi)

2. В каратэ не нападают первым.

«Меч нельзя обнажать без серьёзной причины». Это важнейший принцип самурая, который он должен помнить всегда. Пока можешь терпеть – терпи, меч следует извлекать из ножен только тогда, когда терпеть не должно, - такова заповедь нашего японского кодекса чести бусидо. В каратэ руки и ноги – это и есть меч-катана, обоюдоострый меч-цуруги. Поэтому заповеди «меч нельзя обнажать без серьёзной причины» в каратэ соответствует формула каратэ-ни сэнтэ наси – «в каратэ не нападают первым»; она учит нас насколько велико значение терпения.

В заветах сэнсэя Итосу Анко говорится: «Суть каратэ в том, чтобы быть готовым в любой момент без сожалений пожертвовать самой своей жизнью за господина (сегодня скажем – за Родину) и близких, отдать все силы служению обществу, а вовсе не в том, чтобы применять его в бою с одним противником в обычной драке. Если каратисту доведется встретиться с разбойником или преступником, то он, насколько это возможно, должен избегать драки. Таким образом, нужно усвоить, что своими кулаками и ногами нельзя причинять ранений другим людям».

Требование даже в крайней ситуации по возможности избегать драки имеет тот же смысл, что и требование бусидо, имея меч, сражаться его спинкой (обухом), а не лезвием. Каратист должен дать противнику возможность осмыслить содеянное. Но за господина (Родину) и близких, ради общества он должен быть готов отдать все силы, а если потребуется, то и саму жизнь, выказать высшую воинскую доблесть, используя для этого все свои способности. Вот этот подлинный дух будо и выражен в заповеди «в каратэ не нападают первым».

Встречаются люди, которые, не понимая истинного смысла заповеди «в каратэ не нападают первым», делают вызывающие грусть заявления о том, что все будо требуют нападать первым. Эти люди, похоже, не знают даже того, что иероглиф «Бу» - «воинский», «боевой» - состоит из двух частей, которые означают вместе «остановить оружие» (т.е. пресекать конфликт – перев.). Иероглиф «Бу» означает «останови оружие», а в иероглифе «Нин» - «терпение» - лезвие подпирается сердцем-сознанием. В ситуации, когда невозможно выдержать, когда рвётся шнур, затягивающий мешок терпения, лезвие покидает ножны; тольков безвыходной ситуации (здесь игра слов: в идиоме яму-о эдзу, которую использует Накасонэ, глагол «яму» записывается тем же иероглифом, что и глагол «тодомэру» - «останавливать», «пресекать» - перев.), оружие наносит удар. Таково истинное будо. При этом, если ситуация критическая, и боя не избежать, начинает работать общепризнанный принцип тактики – опережая противника, каратист наносит удар первым».

 

Накасонэ Гэнва (1895-1978)

 

«БОЛЬШОЕ ОБОЗРЕНИЕ КАРАТЭДО», 1938

 

Перевод: ГОРБЫЛЁВ Алексей Михайлович

 

Вернуться к статье «Наследие МАСТЕРОВ»

 

Перейти к следующему комментарию